Коллекционирование как способ развития познавательной
активности дошкольников
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений
человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого
практического использования, но вызывающих к размышлению.
Коллекционирование
имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны,
задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны,
кажутся для них необычными.
С возрастом, накоплением
объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно
возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может
удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Выступая сложным и значимым
для личности образованием, познавательный интерес, по мнению психолога Щукиной
Г.И., представляет собой:
* избирательную направленность
человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
* стремление, потребность
личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит
удовлетворение;
* мощный побудитель активности
личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно
напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
* особое избирательное
отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное
эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Занимаясь изучением
познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью,
психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич
П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного
интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что
объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется
стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем
информации о них.
Наряду с направлением изучения познавательных
интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе
можно выделить еще одно направление, особенно интересное для педагогов:
исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной
активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ
психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей
познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это
понятие включает в себя деятельностный компонент.
Немногие используют коллекционирование как форму познавательной
деятельности. Однако коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их
познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит
процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется
готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают
своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют
имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память,
умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное,
комбинировать.Актуальность
работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается
в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством
коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с
занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием
окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Другой
немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема
детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций.
Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением,
двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие
проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти
общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого
отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это
отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется,
процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное
коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно
расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности,
дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто
начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость
такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того,
культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим
пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают
интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то
формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают
активности ребенка четкую познавательную направленность. Люблинская А.А. подчеркивает, что в процессе
формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются
некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено
единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам
действительности.
В процессе
коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном
отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает,
тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен.
Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.
Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше
узнать о нем. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и
их развитие – непременное условие становления познавательной активности
ребенка. |