Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.
Советы для родителей
Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
- Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.
- Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
- Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
- Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
- Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
- Инсценирование — еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
- Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации — передающие то или иное состояние или на заданный текст — вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
- Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
-
Музыкальные инструменты своими руками
Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас — звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребенком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретет полезные навыки ручного труда.
- Ненужные небольшие коробочки (из-под духов, шкатулочки и др.) наполните различными сыпучими веществами: горохом, чечевицей, песком, бусинками. Закройте коробочку, заклейте скотчем, а поверх этого — разноцветной бумагой или старыми открытками.
- Собирайте крышечки от бутылок. Они пригодятся для изготовления румбы. Найдите небольшой (15—20 см) деревянный стержень, к верхней его части прибейте гвоздями несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга (1—2 мм). Потрясите новый инструмент — теперь на нем можно аккомпанировать веселым мелодиям или передавать различные явления природы.
- Отрежьте верх от пластиковой бутылки. Подуйте в нее — и услышите завывания вьюги.
- Если провести пальцем по поверхности надутого воздушного шарика, можно услышать оригинальный звук.
- В доме всегда есть ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте ее пуговицами. Теперь наденьте ее и постучите пальцами об основание ладони. Вот и готов еще один новый музыкальный инструмент.
- Возьмите расческу, оберните ее зубья папиросной бумагой и подуйте.
-
В гости к музыке
Если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Эти качества воспитывает и музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!
Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала, до самого завершения! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, настроение.
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки (громко, тихо, не очень громко и т.д.) музыкальной речи. Попробуйте определить, делают ли они выразительными исполнение музыкального произведения.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сказать композитор. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите диск с записью известного сочинения Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картины. Здесь и «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Зимнее утро», «Мама» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть у других композиторов. У С.С.Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». В «Альбоме для юношества» Р.Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник» и «Веселый крестьянин».
В «Детском альбоме» Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке». А произведения композитора С.Майкапара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким слушателям. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, нельзя делать это наспех. Слушать необходимо в спокойной обстановке.
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию