Сообщение воспитателя Арининой И.В.
«Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого
ребенка.
Познавательно-речевое направление может
рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша.
Речь как ведущее средство общения сопровождает
все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре,
на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при
обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его
приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая деятельность немыслима без познания, без
освоения ребенком окружающего мира.
20.07.2011 года приказом № 2151 Министерства
науки и образования РФ утверждены ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного
образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является
создание развивающей образовательной среды.
Для создания условий познавательно-речевого
развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе
мы соблюдаем следующие принципы:
§
информативность, предусматривающая
разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников
во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в
группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена
эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне.
Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая
способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой
в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в
овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр,
экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют
возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности,
основной их которых является игра.
§
вариативность, которая определяется
общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным
художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными
особенностями, культурными традициями. В соответствии с приоритетным
направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое
внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой
деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются
выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается
тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в
оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков
дошкольников.
§
полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех
составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность
разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.
Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и
интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется
в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется
игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных
познавательно-речевых способностей.
§
педагогическая
целесообразность,
которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения
предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников,
индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В
виду ограниченности пространства в группе,
педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством
информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон
позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный
результат.
§
трансформируемость, обеспечивающая
возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации,
вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость
предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет
рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель
планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы
стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует
терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата.
Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических
игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие
ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою
очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить
коммуникативные умения.
Таким образом, соблюдение принципов организации
предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых
навыков детей. |