Сообщение Отясовой С.А.
Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 665 – определяет содержание образовательных областей «Познание» и «Коммуникация», но традиционно разделяет их. Как и ранее, образовательные и воспитательные задачи не рассматриваются единым вектором развития и существуют независимо друг от друга. Технология педагогического процесса соединяет воедино эти образовательные области, именно она воспитывает и воспроизводится взрослыми и детьми каждый день.
Все, что связано с организацией мышления, предполагает создание коммуникации. Как известно способность рассуждать, размышлять о чем-то, находить ответ на какой-либо вопрос рождается из обсуждения этого с другими людьми, в нашем случае со сверстниками. А процесс познания направлен на преобразование предметов с целью их познания и освоения.
В дошкольном возрасте делается акцент на развитие общих представлений об окружающих предметах и их месте в пространстве. Основные виды деятельности с дошкольниками связаны с наблюдениями, рассматриванием, выполнением творческих работ по проигрыванию своих впечатлений, перенос впечатлений в игру, общение. Непосредственное общение с предметами окружающего мира предполагается через зрительно-, словесно-, сенсорно-игровые формы работы; через разнообразные действия с формой, звуками, движениями; через слово и действие.
Дошкольникам не свойственно выполнение длительных, однообразных работ. Они быстро устают, теряют интерес, и с удовольствием переключаются на другую деятельность. Поэтому интегрированное обучение не позволяет строить творческую работу с детьми с опорой только на одну конкретную деятельность без подкрепления выполняемой работы словом, действием, движением, проигрыванием.
Обучение грамоте довольно сложная и утомительная деятельность для детей, поэтому интегрированный подход помогает добиваться желаемых результатов и при этом избегать переутомления детей. Введение в коммуникативную деятельность игры, сюжетной линии позволяет объединить несколько образовательных областей в интересную, увлекательную для детей интегрированную деятельность.
В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе, преобладают эмоции, желание действовать, выделиться. Поэтому очень важно подкреплять детскую потребность показать себя, дать возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности.
Ведущими формами педагогического взаимодействия между взрослыми и детьми стали ситуации образовательного характера и ситуации общения, разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов, беседы о прочитанной книжке или при рассматривании иллюстраций, общение в ходе наблюдения за явлениями природы на прогулке и т.д.
Обучение посредством организации ситуаций позволяет наполнить педагогический процесс содержательной деятельностью и при этом максимально учесть интересы и потребности ребенка, позаботиться о его эмоциональном и физическом комфорте, не допуская перегрузок и утомления.
Например, приход нового ребенка в группу становится содержанием многочисленных ситуаций общения, направленных на: 1) развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера по общению и адекватно реагировать на него; 2) стимулирование желания проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание; 3) использование этикетных форм знакомства и приветствия; 4) совершенствование способности рассказывать о своей группе, игрушках, играх и занятиях, задавать вопросы и выслушивать ответы.
Возникшие у ребенка сложности к познавательной деятельности становятся поводом для совершенствования объяснительной речи. Мы предлагаем ребенку помочь товарищу и объяснить ему, как надо действовать, чтобы достигнуть цели.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для организации какого-либо вида детской деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Так, например, игра как форма работы с детьми может быть использована не только для организации игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.
Помимо форм работы для организации конкретного вида детской деятельности, в качестве дополнительных могут и должны использоваться и формы работы других видов деятельности. Так, например, для развития продуктивной деятельности детей, несомненно, первостепенное значение имеет организация работы мастерской, в которой будут изготавливаться различные предметы, в соответствии с конкретными задачами психолого-педагогической работы. При этом актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдение, и экскурсия, и другие формы. Эффективность «мастерской» будет значительно выше, если педагог сосредоточит свои усилия не только на формировании навыков и умений, необходимых для осуществления продуктивной деятельности детей, но и на исследовании свойств предметов (объектов, явлений), связанных с изготавливаемым продуктом, описанием этих свойств или предметов, формировании положительного эмоционального отношения к ним, расширении кругозора детей и др.
В дошкольном возрасте ребенок познает мир посредством своих ощущений. Наша задача – обогатить их и сделать разнообразнее и интереснее. Необходимо наполнить пространство ребенка звуками, словом, цветом, формами, дать ему возможность проводить свои маленькие исследования и выражать свои впечатления внимательным взрослым. |